Электроакустическая гитара
Есть три вещи, которые нужно помнить об электроакустических гитарах.
Во-первых, путём установки звукоснимателя можно превратить любую обычную акустическую гитару в полноценную электроакустическую. Эту работу лучше всего доверить квалифицированному гитарному мастеру.
Во-вторых, в электроакустические гитары обычно ставят пьезоэлектрические звукосниматели, которые очень практичны, однако выдаваемый ими звук заметно отличается от естественного тембра инструмента. В условиях живого выступления, а также в ряде других случаев этот недостаток с лихвой компенсируется удобством использования, поэтому электроакустические гитары очень широко применяются на сцене.
Однако для точной передачи звука акустической гитары пьезоэлектрические звукосниматели не годятся. Вместо них для высококачественной записи и в студийных, и в домашних условиях применяют внешние конденсаторные микрофоны, причём наличие встроенного в гитару звукоснимателя в этом случае не имеет значения. Конденсаторные микрофоны, кстати, позволяют качественно записывать не только гитару, но и голос, а также другие музыкальные инструменты и многие звуки окружающего мира.
В-третьих, в электроакустические гитары часто встраивают электронные тюнеры, помогающие настроить гитару, однако в этих тюнерах обычно отсутствует большая и наглядная шкала со стрелкой, что делает их неудобными. Отдельный качественный и удобный гитарный тюнер можно купить за относительно небольшие деньги, а можно сделать из смартфона, установив одно из множества существующих приложений-тюнеров, среди которых есть бесплатные. Таким образом, встроенный тюнер является приятным дополнением, но ориентироваться на его наличие при выборе гитары не следует.
Стоимость, бренды и рекомендации
Есть мнение, что начинающему гитаристу следует ориентироваться на гитары стоимостью $300—$500, и лично я с этим мнением согласен. Среди более дешёвых инструментов часто попадаются откровенно плохие, на которых неприятно играть и которые в худшем случае могут вообще уничтожить интерес к гитаре.
Напротив, на хорошей гитаре красиво звучат даже самые простые вещи. Хороший инструмент приятнее брать в руки, и вы будете проводить с ним больше времени, следовательно, будете развиваться быстрее.
При выборе из указанного ценового диапазона обратите внимание на гитары Crafter, Takamine, Yamaha, Sigma, Fender и Taylor, так как многие из них демонстрируют отличное соотношение цена/качество. Это, впрочем, не означает, что гитары других производителей следует игнорировать. Моя любимая модель — Crafter D6/N. Среди гитар похожей стоимости, которые нравятся лично мне, также находятся Yamaha FG730S и некоторые модели гитар Sigma.
Если вы не желаете тратить на инструмент $300, не расстраивайтесь — неплохие гитары попадаются и среди недорогих. К примеру, недавно я играл на гитаре Colombo LF-3800, которая стоит менее $100 и при этом вполне подходит для начинающего гитариста.
Главный критерий выбора
Самый главный критерий выбора таков: гитара должна понравиться лично вам. Вам должен нравиться её внешний вид, вам должно быть приятно держать её в руках, и, самое главное, вам должен нравиться её звук. Помните, что о вкусах не спорят, а восприятие музыки и звука во многом определяется как раз индивидуальными предпочтениями.
Для полноценного раскрытия звука гитары требуется некоторый опыт игры. Если ваш опыт небольшой или вовсе отсутствует, найдите среди своих знакомых более опытного гитариста и попросите о помощи. Гитаристы часто встречаются и среди сотрудников музыкальных магазинов — не стесняйтесь просить их продемонстрировать звук инструмента.
Не покупайте гитару, которая нравится не вам, а кому-то другому. Не покупайте гитару только за известность её производителя.
Представьте, что инструменты соревнуются за то, чтобы стать вашим близким другом. Выбирайте тот, который вас больше всего заинтересует, который действительно вызывает у вас личную симпатию!
Когда вы найдёте инструмент, который вам нравится, нужно внимательно проверить качество его изготовления и настройки некоторых параметров, которые влияют на удобство игры. Некоторые из этих параметров зависят от натяжения струн, поэтому перед проверкой настройте гитару с помощью тюнера. Ниже описано, на что именно следует обращать внимание.
Колки
Колки должны вращаться плавно и бесшумно, для их поворота не должно требоваться чрезмерных усилий.
Проверить работу колков можно при настройке гитары. Если гитара уже настроена, вы можете ослабить каждую струну, провернув соответствующий колок на четверть оборота, а затем вернуть её натяжение к прежнему уровню, пользуясь для контроля тюнером или собственным слухом.
Особенно важно проверять колки на бывших в использовании гитарах. При необходимости колки можно заменить.
Повреждения
Внимательно осмотрите гитару на предмет наличия повреждений. На новом инструменте их быть не должно, но бывшие в употреблении гитары обычно имеют следы использования. Трещины в слое лака, потёртости и царапины, как правило, не опасны, а вот трещины в дереве могут быстро привести к выходу инструмента из строя.
Состояние и обработка ладов
При игре на гитаре рука часто перемещается по грифу, и концы ладов (металлических полосок на грифе) должны быть обработаны таким образом, чтобы исключить её повреждение. На некоторых гитарах лады обработаны недостаточно хорошо и при игре могут поранить руку.
Для проверки качества обработки ладов возьмите гитару примерно так, как её обычно держат при игре. Обхватите рукой гриф с тыльной стороны так, чтобы пальцы своей внутренней поверхностью касались боковых сторон грифа, на которые выходят концы ладов. При этом большой палец будет касаться одной стороны грифа, а остальные пальцы — другой. Касайтесь грифа, но не сжимайте его — пусть кисть будет расслаблена. Быстро поводите рукой вдоль грифа. Если у вас не возникает неприятных ощущений, а рука не цепляется о лады — всё в порядке.
При покупке бывшего в использовании инструмента обратите внимание на степень износа ладов. Новые лады гладкие и имеют округлый профиль. Со временем струны стачивают лады так, что они либо становятся более плоскими, либо в них появляются канавки прямо под струной. Это может привести к проблемам при игре. Изношенные лады можно отшлифовать или заменить.
Высота струн над грифом
От высоты струн над грифом во многом зависит удобство игры.
Считается, что для вестерн-гитары с металлическими струнами зазор между 12-м ладом (лады нумеруются от колков) и первой, самой тонкой, струной должен составлять около 2 мм, а зазор между тем же ладом и шестой, самой толстой, струной — около 2,4–3 мм. Меньшие значения могут привести к дребезгу струн о лады при игре, а большие — к тому, что будет физически трудно прижимать струны к ладам.
В случае классической гитары с нейлоновыми струнами зазоры для комфортной игры должны быть другими. Как я уже говорил, я не считаю себя специалистом по классическим гитарам, поэтому не буду советовать никаких конкретных значений.
При необходимости высота струн может быть настроена гитарным мастером.
Деформации грифа
Деформации грифа могут приводить к разнообразным проблемам при игре. Один из распространённых способов проверить геометрию грифа заключается в следующем.
Возьмите гитару так, чтобы струны были параллельны полу и находились сверху. Поверните гитару корпусом к себе, а грифом от себя. Поднимите гитару к уровню глаз. Закрыв один глаз, посмотрите вдоль грифа, как будто целясь из винтовки.
Внимательно рассмотрите гриф, особенно его края. Хорошо сделанный и правильно настроенный гриф либо прямой, либо еле заметно выгнут в сторону от струн, напоминая при этом лук с натянутой тетивой, вместо которой выступают струны, с той разницей, что лук обычно изогнут гораздо сильнее. Во всех остальных отношениях гриф не должен иметь искривлений, перекосов, скручиваний или других деформаций. Упомянутый прогиб грифа несложно отрегулировать с помощью анкера, но устранение других деформаций может оказаться трудоёмким и дорогостоящим.
Ширина грифа относительно струн
Крайние струны не должны выходить за пределы грифа на всём его протяжении, иначе эти струны не получится прижать к ладам. Если такой недостаток имеется, он будет особенно хорошо заметен на том конце грифа, который ближе к корпусу гитары.
Дребезг струн о лады
Иногда струны при звучании задевают лады, издавая характерный дребезг. Для выявления этой проблемы нужно отдельно проверить звучание каждой струны на каждом ладу, а также в открытом состоянии, то есть когда струна не прижата к грифу. При умеренной интенсивности звукоизвлечения дребезга быть не должно. На грифе акустической гитары обычно около двадцати ладов, следовательно, в общей сложности нужно прослушать более сотни звуков, но на практике это занимает совсем немного времени.
При особо интенсивной игре дребезг часто неизбежен. Иногда он даже используется намеренно в качестве художественного приёма.
Если дребезг присутствует даже при игре с умеренной громкостью, то это, как правило, означает, что гитара требует дополнительных манипуляций, например, шлифовки ладов или увеличения высоты струн над грифом.
К дребезгу могут приводить не только проблемы с гитарой, но и неправильное прижатие струн к ладам. Если у вас нет опыта игры — попросите кого-нибудь о помощи.
Иногда дребезжат разболтанные колки или другие части гитары, и эти звуки можно спутать с дребезгом струн.
Мензура
Мензурой называют длину звучащей части струны. Эта длина регулируется для каждой струны отдельно и влияет на то, насколько точный по высоте звук издаёт струна, прижатая к грифу.
Мензура
Неправильно отрегулированная мензура приводит к тому, что струны настроенной гитары, издающие в открытом состоянии точные по высоте звуки, при игре, будучи прижатыми к грифу, издают неточные (фальшивые) звуки, причём степень этой неточности тем больше, чем ближе лады к корпусу гитары.
Мензуру электрогитары несложно отрегулировать самостоятельно, но настройка мензуры акустической гитары связана с механической модификацией струнодержателя и должна выполняться квалифицированным мастером, поэтому при выборе акустической гитары проверка отстройки мензуры имеет особое значение.
Проверка мензуры тем способом, которым обычно пользуюсь я, требует некоторого опыта игры, в том числе умения играть аккорды с баррэ и извлекать натуральные флажолеты. Если такого опыта у вас нет, попросите о помощи знакомого гитариста или сотрудника магазина.
При точно отстроенной мензуре высота звука струны, прижатой на 12-м ладу, совпадает с высотой звука натурального флажолета на том же ладу. Поэтому суть проверки такова: на каждой струне нужно последовательно сыграть эти два звука и сравнить их высоты с помощью тюнера — они должны совпадать.
Сравнивать высоты звуков на слух следует, только если вы можете с уверенностью на него положиться. Такую уверенность можно получить, пожалуй, только в результате длительных занятий музыкой.
Усилие, с которым струна прижимается к 12-му ладу, не должно быть чрезмерным, иначе звук струны может стать выше, и проверка мензуры даст ложный результат.
После такой отдельной проверки каждой струны я обычно играю несколько аккордов с баррэ на 5–10-м ладах — они не должны звучать фальшиво.
Старые или некачественные струны могут плохо строить на разных ладах даже при правильно отстроенной мензуре, и в таких случаях проверять её без предварительной замены струн бессмысленно. Об этом важно помнить при покупке гитары с рук. В музыкальных магазинах гитар с плохими струнами лично мне никогда не попадалось.
Толщина струн
Если в выбранной гитаре вам нравится всё, кроме слишком жёстких струн — не переживайте. Струны несложно менять, и делать это время от времени придётся в любом случае, поэтому вместе с гитарой можно приобрести более тонкие струны и сразу же их установить.
Нужно иметь в виду, что натянутые струны оказывают на инструмент нагрузку, которая приводит к небольшим его деформациям. Эти деформации различны для струн разной толщины. Обычно эти различия несущественны, но иногда установка струн другой толщины приводит к возникновению проблем, которых до этого не было. Например, может появиться ранее отсутствовавший дребезг струн о лады. Если вы решите сразу же менять струны, попытайтесь договориться с продавцом о том, чтобы сделать это на месте, в его присутствии. Тогда в случае, если после замены струн возникнут проблемы, у вас будет возможность выбрать другую гитару, потребовать доводки инструмента (см. ниже) или вообще отказаться от покупки.
Доработка (доводка) инструмента
Некоторые гитары требуют доработки гитарным мастером, в ходе которой могут быть устранены многие недостатки инструмента, а также выполнена настройка его параметров в соответствии с индивидуальными предпочтениями владельца. Такую доработку ещё называют доводкой. Среди прочего, мастер может скорректировать изгиб грифа, отшлифовать лады, изменить высоту струн и настроить мензуру.
Затяжка гаек колков
Доводка может потребоваться как бывшему в употреблении, так и новому инструменту, и это, вообще говоря, не является признаком брака. При покупке старайтесь выбрать инструмент, не требующий доводки. Но если вы уже влюбились в какую-то гитару, а у неё есть мелкие недостатки — попробуйте договориться о доводке с продавцом. Музыкальные магазины часто имеют собственные мастерские или сотрудничают с мастерами. В ряде случаев при покупке гитары они выполняют доводку бесплатно.
Породы древесины. Цельное дерево и фанера
Для изготовления гитар используют различные породы древесины, которые по-разному влияют на звук. Описывать здесь эти различия, пожалуй, не имеет смысла. Во-первых, лучше всего услышать их своими ушами. Во-вторых, выбирать гитару с учётом пород дерева, из которого она изготовлена, следует только в том случае, если вы точно знаете, почему вам нужна та или иная порода, а этот вопрос в конечном итоге сводится к личному опыту и предпочтениям. В-третьих, на гитаре из любого дерева желательно поиграть перед покупкой. В-четвёртых, если вы поиграли на гитаре, и она вам понравилась или не понравилась, то не всё ли равно, из чего она сделана? 🙂
У дешёвых гитар корпус обычно изготовлен из фанеры, а у дорогих — из цельного дерева. У гитар средней стоимости из цельного дерева часто изготовлена только верхняя дека (лицевая часть корпуса, над которой проходят струны), оказывающая существенное влияние на звук, а все остальные части корпуса сделаны из фанеры. Именно так изготовлены гитары Crafter D6/N и Yamaha FG730S, о которых я говорил выше.
В описаниях гитар использование цельного дерева обычно акцентируют отдельно. При этом в русскоязычных текстах могут использоваться слова «цельный» или «массив», а в англоязычных — слово «solid», после которого следует название породы дерева. Указание только породы дерева без такого отдельного уточнения обычно означает использование фанеры с верхним слоем из этого дерева. В англоязычных описаниях на использование фанеры также указывает слово «laminate».
Некоторые производители успешно используют синтетические материалы для изготовления гитар. Ярким примером является компания Ovation.
Выбор гитары для занятий с преподавателем
Если вы выбираете гитару для того, чтобы заниматься с преподавателем, посоветуйтесь с ним перед покупкой!
Если вы начинаете учиться с нуля, можете на первое время взять гитару у знакомых при наличии такой возможности. Позанимавшись на ней некоторое время, вы получите дополнительный опыт, который позволит вам более уверенно подойти к выбору собственного инструмента, а также сможете убедиться в серьёзности своих намерений. Бывает, люди покупают дорогие инструменты только для того, чтобы понять, что они не могут выделить время для занятий.